междисциплинарный



1. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

   

 

1. Предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация, особенности содержания и структуры.

2. Конституционно-правовые отношения: понятие и виды.

3. Источники конституционного права Российской Федерации.

4. Понятие и характерные черты Конституции Российской Федерации.

5. Сущность и функции Конституции Российской Федерации.

6. Юридические свойства и структура Конституции Российской Федерации.

7. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения в нее поправок и изменений.

8. Понятие конституционного строя. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации.

9. Конституционно-правовые основы политических отношений в Российской Федерации.

10. Конституционно-правовые основы экономических отношений в Российской Федерации.

11. Конституционно-правовые основы социальных и духовно-культурных общественных отношений в Российской Федерации.

12. Конституционно-правовые основы развития гражданского общества в Российской Федерации.

13. Конституционный статус личности в Российской Федерации.

14. Основные личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

15. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.

16. Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.

17. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

18. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

19. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

20. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

21. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.

22. Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации.

23. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

24. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

25. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: порядок назначения, функции, формы деятельности.

26. Принципы федеративного устройства современной России.

27. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

28. Символы государственного суверенитета России: государственный флаг, герб, гимн, столица.

29. Субъекты Российской Федерации, их конституционно-правовой статус. Порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации.

30. Понятие избирательного права и избирательной системы.

31. Принципы избирательного права Российской Федерации.

32. Понятие и стадии избирательного процесса в Российской Федерации.

33. Обжалование нарушений избирательных прав граждан.

34. Президент Российской Федерации в системе государственной власти. Компетенция. Акты.

35. Порядок выборов Президента Российской Федерации.

36. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

37. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, принципы взаимоотношений палат Федерального Собрания Российской Федерации.

38. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

39. Порядок избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и прекращения их полномочий.

40. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

41. Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

42. Понятие и основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации.

43. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

44. Правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

45. Правительство Российской Федерации, состав и порядок формирования.

46. Компетенция и акты Правительства Российской Федерации.

47. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

48. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

49. Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

50. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации.

51. Конституционный контроль: понятие и формы.

52. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок назначения и статус судей.

53. Структура, полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

54. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

55. Предмет, метод и система административного права.

56. Понятие и виды субъектов административного права.

57. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.

58. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: понятие, правовая основа, виды, назначение, функции.

59. Обращения граждан, их виды и порядок рассмотрения.

60. Понятие и сущность административного принуждения.

61. Административная ответственность: понятие, особенности.

62. Административное правонарушение: понятие, состав, виды.

63. Административные наказания: понятие, сущность, виды.

64. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

65. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

66. Понятие и система государственной службы Российской Федерации.

67. Должности государственной гражданской службы Российской Федерации: понятие, категории и группы.

68. Порядок поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации. Служебный контракт.

69. Структура, организация деятельности и основные задачи Министерства юстиции Российской Федерации.

70. Правовая основа деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.

71. Территориальная организация системы юстиции в Российской Федерации.

72. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации в сфере систематизации нормативных правовых актов Российской Федерации.

73. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата и адвокатуры.

74. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций.

75. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации в сфере оказания бесплатной юридической помощи.

76. Понятие, характерные черты, функции и виды экспертизы нормативных правовых актов.

77. Система органов исполнительной власти в Тульской области.

78. Полномочия Тульской областной Думы.

79. Законодательный процесс в Тульской области.

 

3. ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

Задача 1. Существует три вида управления: техническое, биологическое и социальное управление. В чем суть каждого из них? Какие между ними различия?

Приведите пример каждого из трех видов управления. Существует ли взаимосвязь между каждым из трех видов управления и правом (действующими в обществе правовыми нормами)?

 

Задача 2. Социальное управление. Назовите критерии (признаки) выделения разновидностей социального управления. Что общего между ними, то есть что объединяет их в единый вид? Можно ли отнести муниципальное управление к виду государственного управления? Ответ обоснуйте.

 

Задача 3. Специфически характерным и неотъемлемым элементом любой разновидности социального управления являются формирование и реализация в нем социальной власти.

Социальная власть еще на раннем этапе развития человеческого общества дифференцировалась по функциям, а затем и организационно разделилась на три ветви власти: представительную, исполнительную и судебную.

Проанализируйте взаимосвязь и соотношение понятий «социальное управление» и «исполнительная власть» с точки зрения субъекта, объекта и процесса их осуществления. Какие характерные отличительные признаки присущи исполнительной власти как элементу социального управления?

 

Задача 4. Дайте краткое определение основным отличительным и характерным признакам государственного управления как специфического самостоятельного вида государственной деятельности с точки зрения: 1) практически-организующей направленности; 2) исполнительно-распорядительного характера; 3) постоянности и непрерывности процесса.

Присущи ли эти черты и признаки другим видам государственной деятельности: законодательной, судебной, прокурорскому надзору?

 

Задача 5. Приведите конкретные примеры, где объектами государственного управления выступают: 1) физическое лицо; 2) юридическое лицо (организация), объединение юридических лиц (организаций); 3) отрасль, сфера, комплекс взаимосвязанных отраслей; 4) область жизнедеятельности общества и государства.

Дайте общую характеристику каждого из этих объектов.

 

Задача 6.Дайте определение понятию и сущности «организационных» административно-правовых отношений, раскройте их характерные особенности и отличия от имущественных и личных неимущественных гражданско-правовых и других правоотношений.

 

Задача 7. Какие из перечисленных общественных отношений входят в предмет административного права:

1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти;

2) имущественные отношения, то есть отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

3) деятельность судов по рассмотрению споров о праве.

 

Задача 8. Выберите из КоАП РФ какую-либо норму административного права и определите все элементы ее структуры, то есть сформулируйте гипотезу, назовите диспозицию и укажите санкцию этой правовой нормы.

Приведите примеры норм административного права, содержащих абсолютно-определенную, относительно-определенную и альтернативную санкции.

 

Задача 9. Назовите виды административно-правовых отношений. Приведите примеры вертикальных и горизонтальных, материальных и процессуальных административных отношений и покажите в чем их различие.

 

 

Задача 10.Назовите элементы системы административно-правового регулирования. Охарактеризуйте каждый из названных элементов.

 

Задача 11. Найди в Трудовом, Гражданском, Бюджетном, Налоговом, Жилищном и Семейном кодексах РФ нормы административного права.

Как можно объяснить наличие административно-правовых норм в основополагающих нормативных правовых актах различных отраслей законодательства?

 

Задача 12. Кем и как осуществляется регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и местожительства в пределах России?

Какими нормативными правовыми актами регулируется этот вопрос?

 

Задача 13. По распоряжению начальника МОБ ОВД по Н-му р-ну участковые уполномоченные полиции Дроздов А.С. и Федоров В.В. присутствовали на выселении гр-на Хорькова К.Н. из незаконно занимаемой им квартиры. При этом участковые оказали помощь работникам ТСЖ в выносе вещей из квартиры и помогли им вывести людей, находящихся в квартире в момент выселения.

Оцените действия участковых уполномоченных.

 

Задача 14. Группа депутатов внесла предложение в Государственную Думу РФ о включении в Главу 2 Конституции РФ нормы, касающейся установления трудовой обязанности для граждан РФ. Могут ли меняться положения Главы 2 Конституции РФ, если «да», то в каком порядке. Мотивируйте свой ответ.

 

Задача 15. Вправе ли Президент РФ трижды предлагать для утверждения Государственной Думы одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства? (Приведите правовые аргументы со ссылками на действующие правовые акты в обоснование своей позиции).

 

Задача 16. Гражданин РФ Иванов А. вступил в брак с гражданкой Латвии Юнатис Л. и предложил ей в последующем приобрести российское гражданство. На что Юнатис Л. сказала, что не возражает, однако желала бы сохранить, в том числе и латвийское гражданство. Допускается ли в России двойное гражданство? Возможно ли приобретение российского гражданства гражданкой Латвии Юнатис в качестве второго. Решите задачу и аргументируйте свой ответ.

 

Задача 17. 3) Какова роль каждого из перечисленных органов в процедуре отрешения Президента РФ от должности?

а) Государственная Дума;

б) Совет Федерации;

в) Правительство РФ;

г) Конституционный Суд РФ;

д) Верховный Суд РФ.

 

Задача 18. Государственная Дума в третьем чтении приняла Федеральный конституционный закон «О референдуме в Российской Федерации» большинством в 2/3 голосов депутатов. Затем он был одобрен Советом Федерации также квалифицированным большинством голосов в 3/4 членов Совета Федерации.

Однако Президент Российской Федерации не согласился с некоторыми положениями закона, не подписал его и вернул в Государственную Думу со своими замечаниями и предложениями.

Правильно ли поступил Президент Российской Федерации? Имеет ли он отлагательное вето в отношении федеральных конституционных законов?

 

Задача 19. Президент РФ издал Указ об отмене постановления Правительства РФ об ограничениях на использование транспортных средств с правосторонним расположением руля.

Вправе ли был Президент РФ отменить данное постановление российского Правительства?

 

Задача 20. Определите по форме правления Российскую Федерацию в период: а) с 1 января 1992 года до 25 декабря 1993 года; б) с 25 декабря 1993 года до настоящего времени. Каковы основные признаки президентской республики?

 

Задача 21. Президент РФ в связи с предстоящей хирургической операцией подписал Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации», котором говорилось, что в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и на основании ч. 3 ст. 92 Конституции РФ установить, что «временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации в период, определенный в соответствии с положениями настоящего Указа, осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием.

После того как Председатель Правительства РФ приступил к временному исполнению обязанностей Президента РФ, он внес в Государственную Думу РФ предложение об увеличении срока полномочий Президента РФ до 7 лет.

Правомерны ли действия Председателя Правительства о внесении предложения об увеличении срока полномочий Президента РФ до 7 лет? Аргументируйте свой ответ.

 

Задача 22. Гражданка РФ Шмелёва обратилась в территориальный орган Федеральной миграционной службы (ФМС) для оформления гражданства своему 3-х месячному ребенку. Территориальный орган ФМС установил, что ребенок родился на территории России, однако вторым родителем является гражданин Франции. Правомерно ли обращение гражданки Шмелёвой? Какое решение примет территориальный орган ФМС?

   

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *